Настройка файлов Cookies
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучший опыт работы с сайтом.
Настройка файлов Cookies
Настройка Cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настраивать.
Обязательные cookies
Всегда включены. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические cookies
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, которая помогает нам понять, как используются наши веб-сайты, насколько эффективны наши маркетинговые кампании или как адаптировать наши веб-сайты для вас. Список используемых нами аналитических файлов cookie вы можете посмотреть здесь.
Рекламные cookies
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей активности в интернете, чтобы помочь им показывать вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество показов одного и того же объявления. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Список используемых нами рекламных cookie вы можете найти здесь.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА

PROБАНКРОТСТВО. МОТИВИРОВКА ВС: ВС РАССМОТРЕЛ СПОР О СУБСИДИАРНОМ ВЗЫСКАНИИ НЕОТРАБОТАННОГО АВАНСА СО СТРОИТЕЛЬНОГО СРО

СМИ PROБАНКРОТСТВО
ПОДРОБНЕЕ О ФАБУЛЕ ДЕЛА И МНЕНИИ ЭКСПЕРТА В ПУБЛИКАЦИИ

«В рассмотренном деле коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к логичному и обоснованному выводу о том, что механизм возмещения со стороны СРО суммы реального ущерба (убытков) от неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта, а также неустойки (штрафа) за просрочку выполнения работ, предусмотренный ч.2 ст.55.16, п.1 ч.1 и ч.5 ст.60.1 Градостроительного кодекса РФ, также распространяется и на случаи взыскания с СРО суммы неотработанного аванса в порядке главы 60 Гражданского кодекса РФ при расторжении подрядного контракта с организацией, являвшейся членом такой СРО, и невыполнении подрядчиком обязательств по его исполнению.

К такому выводу коллегия пришла с учетом системного толкования положений статей 328, 453, 702, 706, 709, 711 и 746 Гражданского кодекса РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» и в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

При рассмотрении данного дела коллегия справедливо не ограничилась формальным подходом в отношении существа института неосновательного обогащения, а учла, что применительно к институту расторжения договора нормы о неосновательном обогащении приобретают некоторый «договорный» оттенок и являются по сути единственным правовым механизмом уравновешивания эквивалентности встречных предоставлений участниками договора подряда при его досрочном расторжении, поскольку возврат неотработанного аванса не отнесен нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ («Подряд») к последствиям прекращения договора подряда.

Коллегия также обоснованно обратила внимание нижестоящих судов на то, что требование министерства в рассмотренном деле преследовало законную цель по возврату бюджетных средств, незаконно удержанных подрядчиком, вследствие чего его требования по сути являются требованиями о возмещении ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда, подпадающими под правовое регулирование статьи 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

Представляется, что данный судебный акт, с одной стороны, окажет благотворное влияние на формирование судебной практики по аналогичным спорам, поскольку позволит заказчикам, которые столкнутся с такими же недобросовестными подрядчиками, субсидиарно взыскивать суммы неотработанных авансов с соответствующих СРО.

Однако, с другой стороны, формирование такой практики может привести к увеличению взносов подрядных организаций в СРО, поскольку логичным следствием ее формирования было бы включение в состав компенсационного фонда СРО соответствующих расходов.

В любом случае, многое для формирования устойчивой судебной практики будет зависеть от того, насколько качественно и обоснованно нижестоящие суды исполнят указания коллегии и насколько подробно и мотивированно пропишут (если пропишут) механизм взыскания с СРО суммы неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса при прекращении договора подряда, восполнив, тем самым, пробел в действующем гражданском законодательстве.» - отмечает партнер Бюро.