Настройка файлов Cookies
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучший опыт работы с сайтом.
Настройка файлов Cookies
Настройка Cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настраивать.
Обязательные cookies
Всегда включены. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические cookies
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, которая помогает нам понять, как используются наши веб-сайты, насколько эффективны наши маркетинговые кампании или как адаптировать наши веб-сайты для вас. Список используемых нами аналитических файлов cookie вы можете посмотреть здесь.
Рекламные cookies
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей активности в интернете, чтобы помочь им показывать вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество показов одного и того же объявления. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Список используемых нами рекламных cookie вы можете найти здесь.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА

РАПСИ. Санкции: ограничения вне правовой зоны

СМИ РАПСИ
Вячеслав Ушкалов, управляющий партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» для Российского Агентства Правовой и Судебной Информации о том, как включение в санкционный список может отразиться на работе компаний и жизни физлиц, какие реальные ограничения появляются?

Как включение в санкционный список может отразиться на работе компаний и жизни физлиц, какие реальные ограничения появляются?

Вячеслав Ушкалов:

«Здесь все зависит от вида санкций. Самыми тяжелыми являются блокирующие санкции. Попадание в такой санкционный список в первую очередь влечет заморозку активов подсанкционного лица, которыми такое лицо располагает в странах, которые ввели санкции или присоединились к ним, а также ограничение совершения таким лицом операций в банках указанных стран. Указанным лицам запрещено оказывать какие-либо (прежде всего, банковские) услуги (за некоторыми небольшими исключениями) или продавать им товары, а также действовать в интересах таких лиц.

Частным случаем блокирующих санкций являются персональные санкции - попавшие под них лица числятся в так называемом SDN-листе (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List). Эти санкции предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в SDN-лист (фактически представляющий из себя черный список).

Если это секторальные санкции (распространяются на компании), то попадание в их список лишает подсанкционных лиц привлекать финансирование от лиц, происходящих из стран, которые ввели санкции или присоединились к ним. В частности, последние не вправе (полностью или на определенных условиях) давать подсанкционным лицам займы/кредиты, приобретать их акции или облигации, приобретать у них товары. Как правило, секторальные санкции распространяются на банки, предприятия нефтяной, энергетической и оборонной отраслей.

Опасность работы с подсанкционными лицами состоит в рисках взыскания с таких стран астрономических штрафов в странах, которые ввели санкции или присоединились к ним. Главным оружием в данном случае выступают мировые валюты – доллар и евро. Именно расчеты в этих валютах влекут наибольшие риски.

Всем, кто сегодня ведет деятельность, связанную с США или ЕС и их союзниками (например, экспортирует или импортирует продукцию), необходимо проверять соответствующие санкционные списки, проводить санкционный аудит компании (своей и контрагента) или санкционный duediligence проекта. Это связано с так называемыми вторичными санкциями – ограничениями, применяемыми к лицам, которые взаимодействуют с субъектами, в отношении которых введены санкции, или участвуют в обходе санкций. Этот вид санкций опасен своей неконкретностью и по этой причине совершенной непредсказуемостью. В этой же связи следует упомянуть, что в санкционной практике работает так называемое «правило 50%», согласно которому любая компания, которая на 50 и более % принадлежит подсанкционным лицам, тоже попадает под эти санкции. В качестве примера риска вторичных санкций можно привести такой: банк откажется проводить платеж, если в цепочке контрагентов поставки окажется компания, в состав органов управления или акционеров которой входит лицо, связанное с лицом, внесенным в SDN-лист (или даже просто косвенно контролирующее такую компанию). Причем для того, чтобы остановить платеж, достаточно обычного (даже безосновательного и надуманного) подозрения.

Проверить, попал ли заказчик под санкции, можно на официальных сайтах соответствующих государственных органов стран, которые ввели такие санкции. Например, в США это сайт Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), в Великобритании – сайт Министерства иностранных дел и международного развития, в ЕС – сайт Совета Евросоюза. На сайтах зарубежных регуляторов публикуются санкционные списки. Также некоторую информацию можно почерпнуть на сайте ТПП РФ, где размещена информация об актах государств, которые ввели санкции, о введении ограничительных мер против российских компаний и физических лиц.»

Например, человек попал в список накануне поездки за границу — стоит ли ехать? Если, например, "дружественная" Турция? А если - "недружественная" Франция?..

«Если попал в SDN-лист, то в недружественные страны вообще могут не впустить (запрет на въезд), а в дружественных можно получить проблемы в местных банках, которые, как правило, не горят желанием отказываться от расчетов в токсичных для подсанкционных лиц валютах и, как следствие, уплачивать штрафы в бюджет США и ЕС. Выходом для таких лиц могут стать только российские банки, работающие в соответствующих странах (например, ВТБ работает в Турции). Эти лица не смогут вести какую-либо деятельность за рубежом (достаточно вспомнить российских артистов и спортсменов), выступать на международных форумах и конференциях.

Немаловажно еще и то, что даже если само лицо не имеет активов за рубежом, под удар могут попасть связанные с ним лица (прежде всего контрагенты), которые находятся за границей. Для них попавшее в SDN-лист лицо становится токсичным и они будут вынуждены прекратить или максимально ограничить отношения с ним.»

В санкционных списках оказалось много случайных людей — они задаются вопросом, какие у них теперь ограничения?

«Первая по значимости проблема - блокировка их активов в таких странах, которые ввели санкции или присоединились к ним. Вторая – пользование услугами финансового сектора указанных стран. Из прочих: запрет на въезд на территорию этих стран и невозможность приобретать у лиц из этих стран некоторые виды товаров (например, программное обеспечение, компьютеры) и услуг (например, юридических).

Иногда подсанкционные лица предпринимают попытки исключения их из санкционных списков. Таких путей два – административный и судебный и оба неэффективны - вероятность отмены санкций, в т.ч. в связи с необоснованным включением в SDN-лист, крайне эфемерна. Подавляющему большинству лиц это не удается. Исключения имеются, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило. Сложность в крайней размытости критерия попадания под санкции и фактическому затруднению защиты прав на территории недружественной страны (будет проблема найти местного юриста для защиты своих прав и оплатить его услуги – на это надо будет получать отдельные лицензии).» - комментирует адвокат.

ПУБЛИКАЦИЯ РАПСИ